Как работает туалет в самолете и что нужно знать перед использованием

Многочасовые перелеты множеством пассажиров требуют, чтобы в самолете было санитарно-техническое оборудование. Однако вопрос, как устроен туалет в самолете, обычно остается за пределами внимания клиентов. Между тем это одна из систем, с помощью которых перелет становится комфортным, и что важнее, безопасным.

Расположение санузлов в салоне

Первое, что интересует пассажира в этом вопросе — сколько уборных на борту и где они находятся. Эти параметры зависят от типа лайнера и числа посадочных мест. На внутренних и международных направлениях в основном летают авиалайнеры от Boeing и Airbus, из российских — гражданские модели Туполева и Ильюшина.

Удобства в импортных лайнерах

В зарубежных машинах количество туалетов — от трех до одиннадцати.

В этом отношении двухпалубный 747-й Boeing лидер комфорта — в нем 11 санузлов:

  • три на верхней палубе;
  • четыре в середине салона на нижнем уровне;
  • два в носовой части и столько же в хвостовой.

На борту его 767-й аналога всего пять уборных:

  • один в начале бизнес-класса;
  • два посередине экономичного класса;
  • два в переходе между ними.

Из самолетов Airbus лучше всего оснащен 330.

В его салоне предусмотрено восемь туалетов:

  • по одному в начале и в конце бизнес-класса;
  • четыре на переходе между экономом и бизнесом;
  • два в хвостовой части.

Менее удобная в этом отношении 320-я версия, где на 200 пассажирских мест предусмотрено три кабинки:

  • две из них в конце салона;
  • одна у кабины экипажа.

Расположение туалетов в Airbus 320

Отечественные машины

До недавнего времени в парке российских авиакомпаний дорабатывали свой срок самолеты советского производства, где требования к комфорту сводились к минимуму. Самые распространенные лайнеры этой категории — мало и среднемагистральные АН-24 и ЯК-42, но крупнейшие компании их не применяют. В первой модификации санузел всего один в начале салона, во второй их два — в начале и конце.
Последнее время самолетный парк пополняется более комфортными моделями — ТУ-204-100, SSJ-100 и МС-21.

Первый вмещает четыре уборных:

  • один у кабины экипажа перед бизнес-классом;
  • еще один на переходе из бизнеса в эконом;
  • два в хвостовой части лайнера.

Один из самых комфортабельных российских самолетов — производства Росавиапрома SSJ-100 (Sukhoi Superjet или же Сухой Суперджет). Он перевозит до сотни пассажиров, на которых приходится три санузла — пара кабинок в хвосте, одна у кабины пилотов. Аналогичную схему расположения удобств имеет новинка от Иркутского авиационного завода Иркут МС-21.

На больших авиалайнерах бывает трудно найти уборную. В таких случаях сориентироваться помогут бортпроводники.

Правила пользования

Второй важный вопрос, который пассажиру придется изучить — как пользоваться туалетом в самолете.

Есть несколько простых, но обязательных правил, которых нужно придерживаться:

  • в уборную запрещено ходить во время взлета и при посадке;
  • во время слива крышка унитаза должна быть закрыта;
  • пользуясь уборной нельзя сбрасывать в унитаз мусор и туалетную бумагу. Для этого предназначены отдельные емкости рядом с унитазом;
  • в туалете запрещено курить, поскольку при задымлении на борту срабатывает тревожная сигнализация.

Кроме перечисленных требований, не создавайте очередь возле кабинки. Пик посещения приходится на время до и сразу после еды. Учитывайте это и посещайте санузел заранее перед едой или через 20-25 минут после.

На двери туалета есть цветовая индикация. Красный цвет означает, что кабинка занята или же что в это время запрещено использовать санузел. Зеленый цвет информирует о том, что вход свободен.

Туалет в самолете

Чтобы открыть дверь достаточно сдвинуть защелку. Таким же образом дверь запирается после входа.

Принцип функционирования

Меньше всего среднестатистического пассажира интересует, как работает туалет в самолете. Однако, информация о схеме работы туалета небесполезна. Зная ее, вы избежите неприятностей при использовании. Внешне он выглядит как обычная уборная со стандартным унитазом и системой слива. Но техническая часть работает по-другому. В устройстве находятся специальные емкости для свежей воды и для накопления отходов на борту.

Чистая вода закачивается в резервуары перед вылетом, откуда распределяется:

  • на кухню;
  • в умывальники;
  • для смыва.

Количество и объем отходных баков зависит от пассажировместимости. Например, на Airbus A320 предусмотрен один бак емкостью в 170 литров. Более вместительный самолет ТУ-154 имеет два накопителя объемом 115 и 280 литров. Для дезинфекции и устранения неприятных запахов баки содержат химические наполнители, предназначенные под эти цели.

Способ слива

Установленное в самолетах санитарно-техническое оборудование отличается способом слива отходов. Для экономии воды может использоваться вакуумный принцип работы. На лайнерах Airbus отходы засасываются в бак мощным потоком воздуха, который сопровождается сильным шумом. Бывает, что туалеты в самолетах снабжают системой фильтрации. После слива вода проходит через фильтры и ее можно повторно применять для очистки унитаза. Чаще всего смытая вода накапливается вместе с отходами в баке.

Послеполетное обслуживание

После полета накопленные отходы откачиваются ассенизаторской машиной через сливное отверстие. Дальше они вывозятся на полигон аэропорта либо за его пределы. Вся система промывается сильным напором воды с добавлением химических реагентов. Опустевшие резервуары для чистой воды снова заполняют. А ее качество подтверждается контрольным талоном и паспортом соответствия.


Добавить комментарий

два × пять =