Огромное количество фильмов, слухов, домыслов об авиакатастрофах подогревают панические настроения. Из-за этого создается впечатление, что воздушный транспорт слишком опасен. Но по статистике все с точностью до наоборот — значительно больше аварий случается на наземном транспорте, а в воздухе может произойти разгерметизация самолета.
Как действует
Разгерметизация представляет опасность на большой высоте. Давление и показатели уровня кислорода в салоне поддерживаются искусственно. Чем выше летит воздушное судно, тем меньше давление, а воздух за бортом разреженный.
Нарушение целостности обшивки приводит к следующему:
- давление в салоне и за бортом уравнивается, отчего происходят разрывы мелких сосудов, нарушается сердечный ритм;
- недостаток кислорода становится причиной головокружения и обморока;
- температура воздуха на борту резко снижается — 50-60 градусов ниже нуля, что приводит к обморожению.
Причины
Серьезные поломки, которые приводят к выходу самолета из строя могут произойти по разным причинам.
Но основная из них это все-таки человеческий фактор, а именно:
- Халатность или невнимательность технического персонала и пилота при предполетном осмотре.
- Нарушение правил безопасности.
- Неверный расчет перегрузок, грузоподъемности, максимально допустимой высоты.
- Нарушение технологии, заводской брак.
- Противоправные действия.
Также может произойти усталость металла — эксплуатация судна, которое отработало гарантийный срок может вызвать коррозию и микротрещины обшивки в воздухе. Поэтому важно проводить регулярные ремонтные работы вместе с осмотрами лайнеров с повышенной частотой полетов.
Последствия
Положительный исход происходит при небольших повреждениях корпуса самолета. Но большая высота с резкой и крупной разгерметизацией приводит к несовместимым с жизнью травмам.
Воздух из легких не успевает выйти, усиливается давление. Случаются кровоизлияния и разрывы органов, но уже после потери сознания. Если скорость разгерметизации небольшая, человек испытывает боль в ушах, возможно кровотечение из носа.
При ударном повреждении резко увеличивается скорость падения, а воздушный поток огромной силы разрывает транспорт, попадая внутрь.
Что делать
При разгерметизации самолета необходимо немедленно выполнить такие стандартные действия:
- Пристегнуться самому и помочь другим пассажирам ремнем безопасности, если этого не было сделано в течение полета.
- Надеть автоматически выпавшую из специального отсека кислородную маску.
- Стараться не паниковать, выполнять указания экипажа.
Запаса кислорода в баллонах хватает на 12-15 минут. Этого времени достаточно, чтобы летчики снизили лайнер до высоты 3-4 километров над уровнем моря. Такое расстояние обеспечивает комфортное давление и достаточный объем кислорода. Также баллоны с газом обязательно есть в кабине летчиков для экипажа.
Маску важно надеть в течение нескольких секунд, потому что дефицит кислорода приводит к быстрой потере сознания. Пристегнутые пассажиры получают меньше травм, а при обширном повреждении уменьшается риск выпасть из самолета.
Воздушный транспорт самый безопасный вид перемещения. Случаи авиакатастроф крайне редки. Государства и авиакомпании учитывают технические и человеческие ошибки, чтобы не допустить подобных аварий в воздухе.
Кроме всего, самолеты оснащаются дополнительными системами безопасности, поэтому летать на самолетах безопаснее, чем ездить на автотранспорте и других наземных средствах передвижения.