Опасность радиации во время полета на самолете для человека

Самолеты, совершающие рейсы на большие расстояния, набирают максимальную высоту. На такой дистанции уменьшается защитная оболочка земли, а оттого увеличивается радиационный фон. Существует много домыслов и ошибочных мнений относительно радиации в самолете и дозах, полученных во время перелета.

Причины

Научно доказаны основные источники излучения на большой высоте:

  1. Солнечные лучи.
  2. Космическое пространство.
  3. Грозовые облака.

Магнитосфера защищает нашу планету от радиации, а лайнеры не летают выше магнитосферы. На высоте основное воздействие на человека оказывают гамма-лучи, от которых нас защищает озоновый слой. Кроме него, корпус самолета также работает защитой от радиации.

Гамма-излучения усиливаются при попадании самолета в грозу и когда на солнце происходит сильная активность, а именно во время солнечных вспышек. В таких ситуациях пассажиры и члены экипажа могут получить немного повышенную, но далеко не смертельную дозу облучения.

Уровень радиации

Авиалайнеры оснащены аппаратурой, которая контролирует уровень излучений. При увеличении показателей срабатывает звуковой сигнал. В этом случае по инструкции пилот обязан снизить высоту.

Уровень радиации измеряется в мкЗв (микрозиверт) и мЗв (миллизиверт) в час.

При трансатлантическом перелете на самолете из Европы в Америку или из Москвы во Владивосток доза облучения равна одной процедуре рентгенографии. Учитывая максимальную дозу на высоте в 3 микрозиверта в час, за год ежемесячных полетов, а это около 300-900 часов, человек наберет от 1 до 2,5 миллизиверта.

радиация в самолёте

Чтобы понять разницу, нужно рассмотреть дозы, получаемые при походе в рентген кабинет больницы. При обследовании на таком аппарате, например, при компьютерной томографии, пациент получает от 6 до 10 мЗв. Это сопоставимо с естественным облучением в обычной жизни в течение 2-3 лет.

Средняя допустимая доза радиации для человека — 1 миллизиверт в год. В перерасчете это ежемесячные полеты в течение 25-30 часов или доза одной флюорографии в год.

Последствия

Специалисты считают более опасными маленькие дозы облучения длительного действия, чем кратковременные в большом количестве. Из исследований доказано, что кратковременные дозы при перелетах меньше, чем ежедневные природные облучения на земле, особенно в высокогорье.

Так как повышенное излучение возникает при солнечной активности и грозах, все авиакомпании следят за прогнозами и выбирают более низкие высоты для полетов при необходимости.

Удаленность маршрута от полюсов тоже имеет значение. На экваторе защитная оболочка атмосферы намного больше, чем на полюсах. Это также учитывают при планировании перелетов.

При частых полетах происходит постоянная смена часовых поясов. Это более серьезная проблема, чем небольшие облучения. Также организм постоянно находится в состоянии стресса и нагрузок при таком ритме жизни. Для предотвращения серьезных заболеваний после авиарейсов нужно отдыхать в течение нескольких часов.

Волноваться о вреде радиации на высоте не стоит, тем более при редких полетах во время отпуска. Лучше проконсультируйтесь с врачом перед перелетом по поводу общего состояния сердечно-сосудистой системы, которая больше всего страдает от перепадов давления. А на последних сроках беременности лучше в принципе не пользоваться авиационным транспортом.


Добавить комментарий

пятнадцать − пятнадцать =