Профессия пилота считается не только престижной, но и романтичной. Однако в этой сфере все не так однозначно и просто. Далеко не все понимают, как стать пилотом и трудоустроиться в крупную компанию. Многие даже не знают о требованиях к кандидатам, что создает серьезные препятствия на пути к мечте. А наиболее сложной оказывается ситуация, когда желание стать летчиком появляется после 30 лет.
Содержание
Кто может стать пилотом
Возможность обучиться на пилота и устроиться на работу в авиакомпанию, занимающуюся гражданскими авиаперевозками, могут не только мужчины, но и девушки. Несмотря на консервативность общественных предубеждений, никаких ограничений в этом плане нет. Абитуриенты женского пола участвуют в конкурсе на общих основаниях и имеют шансы стать студентами летного вуза или освоить профессию другими способами, как и мужчины.
Однако исполнить мечту и выучиться на пилота получится не у всех. Связано это со строгими требованиями, предъявляемыми к кандидатам. Каждый будущий пилот должен иметь превосходное здоровье, позволяющее беспрепятственно управлять самолетом и не создавать угрозы для безопасности полета. На медицинской комиссии уделяется особое внимание имеющимся заболеваниям, а также общему физическому состоянию кандидата. Даже незначительные патологии могут стать причиной отказа вуза при зачислении и привести к невозможности сесть за штурвал.
Будущий пилот должен иметь идеальные показатели следующих систем организма:
- сердечно-сосудистая;
- нервная;
- зрительная;
- слуховая;
- дыхательная.
Так, человек с незначительной близорукостью или легкой аритмией никогда не сможет получить соответствующий сертификат. Столь жесткие требования обусловлены изменениями в организме человека, происходящими при подъеме в небо, которые могут привести к ухудшению состояния при проблемах со здоровьем. На плечах пилота лежит ответственность за жизни других людей. Поэтому никакой риск недопустим.
Если человек планирует получить сертификат путем обучения в вузе, то стоит учитывать один важный нюанс, касающийся здоровья. Когда возникает спор за последнее место в учебном заведении между абитуриентами с одинаковыми баллами и достижениями, врачебная комиссия отдаст предпочтение кандидату с более крепким здоровьем. Это касается даже тех случаев, когда заболевание не создает дополнительных рисков или не обостряется при полетах.
К кандидату, желающему стать военным летчиком и летать на истребителе, предъявляются еще более жесткие требования. А обучиться на него получится только в специализированном государственном учреждении.
Учеба на пилота гражданской авиации
Если со здоровьем у человека все отлично, остается выяснить, где можно учиться на пилота гражданской авиации. Будущему пилоту придется выбрать один из двух основных вариантов: ВУЗ или специализированные курсы. Оба они позволяют устроиться на работу в авиакомпанию и управлять самолетом.
Выбрав обучение в вузе, нужно поступить на соответствующую специальность в СПбГУ ГА, УВАУ ГА или один из их филиалов. Для управления военным вертолетом и работы внутри силовых ведомств придется учиться в СВВАУЛ. Средне-специальное образование на базе 9 классов позволит управлять самолетом, но двери в штат гражданских авиаперевозчиков для пилота будут закрыты.
Обучиться с помощью курсов можно в частных компаниях и напрямую у некоторых авиакомпаний. Они могут быть пройдены в упрощенном режиме, если будущий пилот имеет базу в виде летного среднеспециального образования. Проще всего найти компанию, предоставляющую услуги обучения пилотов, в Москве и Санкт-Петербурге.
Как поступить на пилота гражданской авиации
Поступление для обучения профессии пилота – большое испытание даже для здорового человека с хорошими знаниями и достижениями. Абитуриент должен иметь высокий балл ЕГЭ по русскому языку, математике и физике. Вместо последней иногда требуется информатика. Если поступать не сразу после школы, то можно сдать по этим предметам вступительные экзамены.
Абитуриентам также потребуется пройти специальные психологические тесты, определяющие профпригодность. Они помогают выявить людей с потенциально неустойчивой психикой, которые не смогут гарантировать необходимый уровень безопасности во время полета и здраво мыслить в стрессовой ситуации. Поэтому их результатам уделяется особое внимание, а неподходящие кандидаты исключаются из конкурса.
Также абитуриенты сдают нормативы по физической подготовке, включая бег, прыжки, подтягивания и т. д. Минимальные значения для прохождения испытаний зависят от вуза, а также пола и возраста кандидата. Если все они будут пройдены, а вуз примет решение о зачислении, останется принести документы и подписать договор.
Решив обучаться с помощью услуг специализированной компании, которая имеет государственную сертификацию, позволяющую готовить пилотов гражданской авиации, достаточно пройти медицинскую комиссию, внести оплату и заключить договор. Однако у этого способа один нюанс, заключающийся в необходимости прохождения через три ступени обучения. Они отличаются выдаваемым сертификатом и уровнем допуска к полетам.
Ступени обучения:
- PPL – начальная ступень, допускаются любительские полеты, прав на трудоустройство в сфере авиаперевозок нет.
- CPL – коммерческая ступень, разрешается управлять легким самолетом с одним двигателем при полетах на малые дистанции.
- ATPL – ступень линейного летчика, можно выполнять любые коммерческие перелеты, включая гражданские авиаперевозки на дальние дистанции.
Ценится больше всего последний сертификат. Только он позволит человеку свободно трудоустроиться пилотом в гражданской авиации.
Сколько учиться на пилота пассажирского самолета
Обучение на пилота воздушного судна включает изучение нескольких теоретических предметов, а также практические занятия. Последние проводятся с помощью виртуальных симуляторов. Последним этапом будет практика пилотирования настоящего самолета. Чтобы освоить программу, потребуется от 4 до 6,5 лет. Если обучаться по специализированным курсам, то срок обучения составит около 1 года.
Однако хороших знаний и завершенной программы с лицензией будет недостаточно, чтобы сесть за штурвал самолета и начать выполнять пассажирские рейсы. Придется дополнительно налетать много часов, повысив опыт и квалификацию. Сделать это можно с помощью частных компаний, занимающихся обучением летчиков. Стоить полет на современном легком самолете будет около 16 тыс. руб. за один час.
Можно ли стать пилотом после 30
Многие считают, что пойти учиться пилотированию после 30 лет, чтобы управлять пассажирским самолетом, нельзя. Такое мнение ошибочно, а ранее существовавшие возрастные ограничения давно сняты. Получить образование и сертификат можно без проблем, если человек здоров. Однако попасть на работу будет уже сложнее.
Как стать пилотом в 30 лет
Если вопрос о том, как стать пилотом самолета, возникает в 30 лет, то есть все шансы добиться успеха. Почти во всех вузах есть студенты такого возраста. Поэтому они даже не так сильно выделяются.
Однако нужно учитывать один важный момент. Касается он сроков обучения. К моменту выпуска и набора необходимого количества часов налета пилоту уже будет около 35 лет. Тем не менее в этом возрасте есть шансы устроиться в хорошую компанию.
Стать пилотом в 35
Трудоустроиться в гражданской авиации людям старше 35 лет весьма проблематично, так как большинство авиакомпаний предпочитают не брать новичков такого возраста. Шансы есть, но они невысоки.
Стоит хорошо подумать, куда идти учиться на пилота в таком возрасте. Оптимальным вариантом станет прохождение специализированных курсов. Для этого потребуется 1-2 года.
Стать пилотом в 40 лет
В российских реалиях решение пойти учиться на пилота в 40 лет с надеждой после этого трудоустроиться может стать ошибкой. В этом возрасте некоторые летчики уже уходят на пенсию. Поэтому вариант с получением высшего образования рассматривать не стоит, подойдет только прохождение курсов.
Чтобы устроиться на работу пилотом гражданского судна, придется проявить себя. Здоровья и сертификата будет недостаточно. Повысить шансы на трудоустройство помогут хорошие рекомендации и общее впечатление, которое оставит новичок после собеседования. При этом рассчитывать устроиться в крупную компанию не стоит.
Что нужно, чтобы стать пилотом Аэрофлота
Для трудоустройства в Аэрофлот, крупнейшую авиакомпанию в России, потребуется приложить немало усилий. Нужно не только успешно завершить учебу на пилота гражданской авиации, но и предоставить сертификат ATPL. Налет должен составлять не менее 500 часов. При этом нужно знать английский язык на уровне Operational по классификации ИКАО.
Кандидат на должность пилота также должен иметь допуск к полетам на конкретной модели самолета. Например, Боинг 737 сильно отличается от 787. Поэтому потребуется пройти переобучение.
Также пилотом можно стать с помощью летных школ самой компании. Аэрофлот помогает освоить профессию на различных условиях. Например, кандидату может быть предложено целевое обучение на базе УВАУ ГА и дополнительные курсы внутри компании. Для этого потребуется два года.
После пилот получит лицензию и должен будет начать выполнять полеты на самолетах Аэрофлота. Согласно договору, он обязуется отрабатывать 5 лет, а из его зарплаты будет удерживаться некоторая сумма, которая уйдет в счет оплаты обучения.
Итоги
Если человек имеет крепкое здоровье и твердо нацелен пройти обучение на пилота ГА, у него есть все шансы добиться успеха. Нужно лишь решить, поступать в вуз или учиться на курсах. А трудоустроиться получится даже после 30 лет, пусть и с некоторыми сложностями.