Правила проведения предполетного досмотра в аэропорту

Для безопасности перелетов Министерством транспорта РФ установлены правила досмотров. Их бывает два — перед полетом и после него. Правил обязаны придерживаться все перевозчики и персонал аэропортов. Кроме досмотра клиентов, к обязательным требованиям относится проверка багажа. Она включает также досмотр вещей, которые вы взяли с собой в ручную кладь. Предполетный досмотр авиапассажиров разных категорий может отличаться.

Последовательность и виды контроля

Проверка перед вылетом предполагает несколько этапов. Вначале клиент вместе с багажом проходит регистрацию. В зависимости от провозимых предметов, пассажир должен пройти санитарно-карантинную, фитосанитарную и ветеринарную проверку. Для доступа к международным рейсам они дополняются контролем на таможне. Обычно это миграционная и пограничная проверка. Предполетный осмотр — завершающий этап.

Кто проводит проверку

Досмотр проводится работниками службы авиабезопасности. Кроме них привлекается также транспортная полиция, которая работает на территории аэровокзала. На местных авиалиниях бывает, что полиция по штатному расписанию отсутствует.

Тогда для досмотра могут привлекаться:

  • сотрудники территориальных отделов полиции;
  • командир экипажа;
  • один из членов экипажа по назначению командира.

Во всех случаях процедура проводится по установленным правилам.

Место контроля и оборудование

Для проверки в аэропорту выделяется специально огороженная зона. В ней устанавливают техническое оборудование, видеотехнику для наблюдения. Под личный досмотр отдельных категорий пассажиров обычно предусмотрены кабинки или отдельные помещения.

Из специального оснащения применяют:

  • стационарные либо портативные металлоискатели;
  • сканеры рентгенографии;
  • интроскопы — позволяет проверять содержимое предметов без их открытия.

В зависимости от условий аэровокзала, могут применяться различные технологии. Вся техника для досмотра должна быть сертифицирована. Кроме этого, в проверках участвуют собаки кинологической службы.

Идентификация личности

Процедура начинается с идентификации пассажира.

Чтобы успешно пройти этот этап нужно иметь при себе комплект документов:

  • удостоверение личности — общегражданский паспорт для внутренних перелетов, загранпаспорт для вылета за границу;
  • билет, подтверждающий право на перелет;
  • посадочный талон;
  • другие документы по ситуации.

На этом этапе работник службы безопасности предложит рассказать, есть ли у вас запрещенные для перевозки предметы. В случае подозрений на потенциальную опасность — проведут психологический опрос. При успешном прохождении этого этапа в билете или талоне на посадку ставят отметку. С ней вы сможете пройти дальше.

Рентгенотелевизионный интроскоп

Ручную кладь и личные вещи досматривают с помощью специального прибора — интроскопа. Он работает по принципу медицинских рентгеновских аппаратов, просвечивая багаж. На данном этапе придется снять верхнюю одежду и головной убор, разуться, достать ремень и положить все это на транспортировочную ленту. Туда же нужно выложить все металлические предметы, смартфон, устройства для фото и видеосъемки. С 2012 года в исключения добавили обувь с подошвой не толще сантиметра и каблуком не выше 2,5 см, ремень не шире 4 см и не толще полусантиметра. Если интроскоп показал присутствие запрещенных или потенциально опасных предметов, это значит что проведут непосредственный контактный осмотр.

Металлоискатель и сканер

Кроме осмотра вещей, рентген в аэропорту может применяться для досмотра пассажиров. Это проводится с помощью рентген сканера. Рамка металлоискателя показывает скрытые железные предметы. Сканер покажет другие опасные вещества, спрятанные на теле под одеждой. Доза полученного излучения минимальна и не вредит здоровью. По расчетам, она меньше той, что получает медсестра в рентген-кабинете поликлиники. Но беременным проходить через сканер не рекомендуется. Их досматривают обычным металлоискателем или его ручным аналогом.

На ручной таможенный досмотр пассажира отправляют, если под сканером просветилось что-то подозрительное. Или же если после неоднократного прохождения рамка металлоискателя продолжает срабатывать.

Личный досмотр и контактный метод

Самой распространенной причиной для индивидуального осмотра бывает странное поведение путешественника. Часто оно может свидетельствовать о криминальных намерениях.

Контактный досмотр применяется в более конкретных случаях:

  • угрозы угона либо захвата лайнера, следующего конкретным рейсом в конкретном направлении;
  • информации о наличии у клиента опасных предметов, оружия либо взрывчатых веществ;
  • обнаружения среди вещей таких предметов;
  • если в аэропорту нет техники для осмотра;
  • когда клиент одет в просторной одежде, скрывающей контуры тела;
  • когда есть вещи, содержание которых невозможно установить техсредствами.

Подозреваемый досматривается в отдельном помещении под запись в протокол. Присутствуют два свидетеля и полицейский.

Личный или контактный метод используется также если по медицинским причинам противопоказано действие каких-либо технических средств. Такое бывает когда у человека имплантирован кардиостимулятор. Основное правило таких досмотров — его должен выполнять сотрудник одного пола с пассажиром.

Особенности осмотра багажа

Для оформления багажа в аэропорту предназначена та же стойка, где проходят регистрацию. Здесь же его взвешивают. Осмотр багажа проводят как в присутствии владельца, так и без него. Если хозяин не присутствует, решение о вскрытии сумок и чемоданов вместе принимают командир службы безопасности и работник полиции. За этим обязательно должны наблюдать два свидетеля. В отдельных случаях могут привлекаться представители других государственных служб.

Осмотр груза

Груз попадает на борт самолета только после просмотра его с техническим оборудованием. Оно аналогично тому, которое применяют при досмотре людей. Если по каким-то причинам техника не может использоваться, груз проверяют визуально или вручную под наблюдением работника склада.

В случаях, когда содержание груза вызывает подозрения у службы безопасности, ее начальник может решить:

  • продержать его до погрузки на самолет в безопасных условиях в течение не меньше двух часов до рейса;
  • поместить его в специальную декомпрессионную камеру на такой же период. Там создаются нужные условия герметизации уровня атмосферного давления.

Кроме содержимого, процедуру контроля проходит наружная упаковка груза. Если она повреждена — багаж не допускается к перелету. Транзитный груз не проверяют повторно, если во время его нахождения в промежуточном пункте перелета не был допущен незаконный доступ. Трансферный же багаж проверяется повторно до смешивания с грузами, которые уже досматривали. Разница транзита и трансфера в том, что в первом варианте после остановки следующий полет будет на том же самолете под тем же рейсом. Второй случай предполагает во время пути смену воздушных судов и рейсов.

Багаж государственных служб перевозится по особому регламенту и контролю не подлежит.

Несколько рекомендаций

Чтобы досмотр прошел быстро и без проблем обратите внимание на несколько полезных советов:

  1. Прочитайте правила перевозки багажа выбранной авиакомпании. Узнайте список запрещенных вещей.
  2. До вылета рассчитайте вес предметов к перелету, чтобы вместиться в норму бесплатного провоза.
  3. Надевайте такую одежду, которая не создаст проблем во время досмотра.
  4. Для международных рейсов имейте при себе минимум наличных. Остальные средства положите на банковскую карту.
  5. Заранее узнайте где находится терминал для регистрации.
  6. Выезжайте из дому за несколько часов, чтобы вовремя прибыть в аэропорт.

Если следовать этим нехитрым советам доступ в нейтральную зону можно получить без лишних нервов и не спеша.


Добавить комментарий

шестнадцать − четыре =